Логотип

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЮРИДИЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ
БИЗНЕС ЮРИСТ

телефон горячей линии
или
НАПИШИТЕ НАМ

Мы с радостью вам перезвоним
и ответим на все ваши вопросы

Взыскание дебиторской задолженности

Заключение договоров является неотъемлемой частью любого направления в бизнесе. Ни один субъект предпринимательской или экономической деятельности (далее — субъект) не сможет полноценно функционировать без партнеров. Законодательство предусматривает немалое количество договоров, которые могут заключать между собой субъекты: мена, купля-продажа, поставка, оказание услуги и т.д.

Ситуация, когда одна сторона договора, за оказанную ей услугу или предоставленный товар, не перечислила в установленный договором срок деньги второй стороне, получила название дебиторской задолженности.

Виды

Исходя из времени погашения образовавшегося долгового обязательства, дебиторская задолженность подразделяется на следующие виды:

  1. если срок погашения долга не превышает одного года, то такая задолженность называется краткосрочной;
  2. если же контрагент не выполняет свои обязательства более одного года, т.е. не оплачивает товар или оказанную услугу, то такая задолженность называется долгосрочной.

Существует и другой способ деления дебиторской задолженности на виды:

  1. Просроченная, т.е. одна сторона предоставила второй стороне товар или оказала услугу, но контрагент не произвел оплату.
  2. Нормальная. Под ней понимается ситуация, когда контрагент перевел аванс до предоставления товара или оказания услуги, но, после предоставления товара или оказания услуги, оставшуюся сумму не перечисляет.

Варианты взыскания

В соответствии с законодательством, заинтересованная сторона наделена правом взыскать долговые обязательства с виновной стороны договора двумя способами:

  1. В претензионном порядке (мирный, добровольный вариант).
  2. Через суд.

Претензионный порядок

Исходя из практического опыта, можно сказать, что виновна сторона, довольно редко добровольно погашает имеющиеся у нее долги перед другим субъектом. В то же время, бывают случаи, когда после обращения заинтересованной стороны к контрагенту, он оплачивает предоставленный ему товар или оказанную услугу. На практике может возникнуть ситуация, когда контрагент думает, что оплатил, или просто забыл перечислить деньги. Тут достаточно простого звонка и даже в подготовке претензии отпадает необходимость. Если же виновная сторона избегает встреч, не отвечает на телефонные звонки, то необходимо направить в его адрес претензию, т.е. мотивированное письмо.

Законодатель не предусмотрел особых требований к претензии. Единственно, что отмечено в законодательстве, это обязательное соблюдение письменной формы. Несмотря на то, что не существует особых требований к претензии, довольно часто заинтересованная сторона не может самостоятельно, юридически грамотно подготовить документ.

С подготовкой претензии не нужно спешить. Для начала необходимо тщательно изучить все положения, отраженные в заключенном между сторонами договоре. Основным моментом, на который необходимо обратить внимание – обязательность досудебного урегулирования спора.

Если в договоре этот момент не нашел отражения, то заинтересованная сторона сама принимает решение направлять в адрес виновной стороны претензию или сразу же заняться подготовкой искового заявления и обращаться в суд.

В том случае, когда в соответствии с договором, стороны обязаны соблюсти досудебный порядок, тут никуда не денешься, придется подготавливать претензию.

Мы советуем, даже в случае отсутствия в договоре обязательного порядка досудебного урегулирования конфликта, все же использовать его. Возможно, контрагент одумается и переведет деньги. Если нет, то в суде заинтересованная сторона, этим шагом, покажет свою лояльность, порядочность и претензия будет лишним, причем весомым доказательством.

В претензии необходимо отразить все обстоятельства дела, начиная с момента подписания договора и до момента направлении официального письма, а это:

  • когда был заключен договор;
  • какие обязательства возлагаются на каждую из сторон;
  • когда был предоставлен товар или оказана услуга;
  • в какой срок контрагент должен был оплатить услугу или товар;
  • время просрочки;
  • сумма долговых обязательств;
  • в течение какого времени виновная сторона обязана оплатить товар или услугу и т.д.

Контрагент проигнорировал претензию, не перечислил деньги в установленный срок, остается только направление искового заявления в суд

Взыскание дебиторской задолженности через суд

Для возбуждения дела судом, потребуется исковое заявление. По сравнению с претензией, на законодательном уровне закреплены определенные требования к данному документу. Поэтому, лучше всего его подготовку поручить профессионалам.

Запомните, что дела подобной категории подлежат рассмотрению Арбитражным судом. При выборе того или иного суда, необходимо руководствоваться принципом территориальности. Другими словами, исковое заявление направляем в суд по месту регистрации виновной стороны. Но из этого правила есть исключение. Если в качестве Истца выступает физическое лицо, то такие дела подсудны судам общей юрисдикции.

Чтобы иметь как можно больше шансов добиться в судебном порядке положительного результата, обратитесь за помощью к специалистам. Они смогут не только юридически грамотно, с указанием правовых норм и пунктов договора, которые нарушила виновная сторона подготовить документы, но и представлять Ваши интересы при рассмотрение дела по существу.

Итог

Если возникла необходимость в подготовке претензии или искового заявления в адрес виновной стороны, не стоит самостоятельно пытаться это сделать. Любая неточность может привести к отрицательному результату. Доверьте это дело юристам нашей компании «Правовой центр».

Наши специалисты, чуть ли не ежедневно оказывают помощь клиентам по вопросам взыскания дебиторской задолженности с контрагентов. Юристы компании досконально знают законодательство и смогут добиться в судебном порядке выполнения виновной стороной ее долговых обязательств.

Закрыть меню
статистика