Проверка добросовестности контрагентов

Какого бы направления бизнеса мы не коснулись, невозможно представить его полноценную работу и развитие без заключения различных договоров. Это может быть договор купли-продажи или оказания услуг, доставки и т.д. Соглашения заключаются не только между субъектами предпринимательской деятельности, но и между ними и физическими лицами.

Вторую сторону договора принято называть контрагентами. В то же время, в действующем законодательстве это понятие не расшифровывается, но мы будем его использовать в нашей статье, поскольку оно получило широкое распространение среди бизнесменов.

Не редко, как показывает практика, из-за контрагентов бизнесмен может получить отказ в вычете НДС, сделка может быть признана ничтожной, расходы, которые понесла добросовестная сторона договора неподтвержденными и т.д. В таких ситуациях необоснованной может быть признана и полученная бизнесменом выгода.

Чтобы избежать нелицеприятных последствий, еще до подписания договора необходимо всесторонне и максимально полно проверить контрагента. Да, в соответствии с законодательством, в обязанности сторон договора не входит обязательность проверки контрагента, но, проведя проверку, Вы сможете свести к минимуму появление всевозможных неприятных последствий.

В каких случаях желательно проверить контрагента

Не во всех случаях имеет смысл проверять своих партнеров. К примеру, Вы не первый год работаете с контрагентом. Никогда с его стороны не возникало для Вас каких-либо трудностей или неприятностей. Ну какой смысл каждый раз проверять его. В то же время, как советуют профессионалы, проверку необходимо провести:

  1. договор с партнером подписывается впервые;
  2. если, согласно договору, Вы должны внести предоплату за товар или услугу;
  3. в том случае, когда в соответствии с договором, второй стороне предоставляется отсрочка платежа, либо товар, услуга передается в рассрочку контрагенту;
  4. вторая сторона договора зарегистрирована в качестве субъекта предпринимательской деятельности не в Вашем регионе.

Но не только в вышеперечисленных ситуациях желательно проверить контрагента. Существует и ряд определенных признаков, которые могут ставить под сомнение добросовестность выполнения второй стороной договорных обязательств. К примеру:

    • В одном юридическом адресе зарегистрировано достаточно большое количество других субъектов экономической деятельности. В данном случае мы не говорим о крупных торговых центрах.
    • Если руководитель юридического лица дополнительно выполняет обязанности бухгалтера.
    • Периодически в компании меняются виды деятельности.
    • В том случае, когда юридическое лицо имеет большие долги перед другими субъектами предпринимательской деятельности, либо кредитные обязательства.
    • Когда вторая сторона, непосредственно перед подписанием договора, только прошла процедуру регистрации в установленном порядке.

Бесспорно, 100% уверенности, что вторая сторона договора окажется добросовестной и будет выполнять возложенные на нее обязательства в полном объеме, даже проверка дать не может. В то же время, такая процедура позволит свести к минимуму риски попадания в «лапы» недобросовестного партнера.

Этапы проверки второй стороны соглашения

Исходя из практического опыта, можно говорить, что проверка контрагента на добросовестность осуществляется в 4 этапа:

1. На первоначальном этапе информацию можно почерпнуть с официальных ресурсов на просторах Интернета. Мы не ведем речь об официальном сайте контрагента, там может быть все, что ему угодно. Речь идет о сайтах государственных органов, где отражается вся информация о ИП и юридических лицах.

2. Запросить у возможного будущего партнера необходимые документы и провести их тщательный анализ. Запомните, что контрагент должен Вам предоставить не просто ксерокопии документов, а заверенные надлежащим образом. Если же вторая сторона предоставляет не заверенные копии, то «грош цена» таким документам. Одним из основных документов, который в обязательном порядке необходимо запросить у контрагента, это отдельные листы Устава. На этих листах должна быть отражена следующая информация:

2.1 наименование, причем как полное, так и в сокращенном виде;
2.2 адрес регистрации юридического лица;
2.3 структура компании;
2.4 какими видами деятельности, и с какого времени занимается юридическое лицо;
2.5 наличие или отсутствие в компании структурных подразделений. Если имеются таковые, а это могут быть дочерние компании, филиалы и т.д., то максимально полная информация по каждому подразделению в отдельности и т.д.

3. Получение информации от других субъектов экономической и предпринимательской деятельности, которые ранее работали с контрагентом. Ее можно почерпнуть с их официальных ресурсов или запросить лично. Другими словами, максимально собрать неофициальную информацию.

4. Личная встреча. Последним этапом проверки контрагента является личная встреча с ее руководством. Посетите офис контрагента, посмотрите на персонал, на рабочую обстановку, да и на само руководство. Как говориться в пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Личная встреча и деловая рабочая обстановка скажут о многом. К тому же, если субъекты предпринимательства заключили между собой договор, так сказать удаленно, а не при личной встрече, это обстоятельство всегда настораживает налоговые органы.

Собрав информацию, тщательно проанализируйте ее, и только после этого принимайте окончательное решение о заключении договора или отказе в подписании.

Вывод

Возникла необходимость проверить контрагента? Обратитесь в нашу компанию «Правовой центр», которая уже на протяжении длительного времени успешно оказывает данную услугу своим клиентам.

Наши специалисты, в самые сжатые сроки соберут необходимую информацию, проведут ее анализ и передадут Вам отчет по второй стороне договора. С нами Вы можете быть уверены на 99%, что не попадете в «лапы» недобросовестного партнера.

Закрыть меню
статистика